День России в Большом зале Санкт-Петербургской государственной филармонии отметили концертом, организованным «Интерпроект Санкт-Петербург» и поддержанным Комитетом по культуре города. Программу из шедевров русской классической музыки исполнил Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр под руководством Заслуженного артиста России Александра Титова.


Как-то Илья Эренбург сказал: «Есть в музыке огромное преимущество: она может, не упоминая ни о чем, сказать всё».Каждое из прозвучавшихв концерте произведений, время и обстоятельства их написания, судьбы композиторов – это часть не только культурной, но и общей истории нашей страны.

Сочинения Шостаковича, Бородина, Прокофьева, Глиэра, Чайковского, Свиридова, Хачатурянане сопровождались комментариями, способными «срежиссировать», направить восприятие слушателей на идею праздника, ночувствалюдей, пришедших в этот вечер в концертный зал (полный зал!), без подсказок «считывали» самое важное в содержании каждого произведения и развивались по воле продуманной логики программы. Музыка задевала разные струны нашей коллективной души, заставляя не только откликаться эмоционально, но и размышлять. Такова уж загадочная сила музыки, такова природа гениев, её создающих, что даже в самом рядовом человеке, неискушенном в тайнах «музыкального сложения», они способны вызывать сильнейший отклик.

Что такое День России? Не хочется говорить об этом формально, парадными, официальными словами, но и без определенной доли пафоса не обойтись. Конечно, в этот деньмы думаем о нашей России, о стране великой истории, великой культуры, талантливой, могучей. Мы думаем о её прошлом и настоящем,вспоминаем и триумфальные победы, и трагические события, которые невозможно забыть. Осознавая проблемы сегодняшнего дня, то с тревогой, то с верой и надеждой, всматриваемся в её будущее.

Весь этот спектр чувств, на мой взгляд, очень убедительно отразился в стройной художественной концепции программы, которая только на первый взгляд могла показаться случайным набором весьма разнообразных произведений.


Не благодаря, а вопреки

Концерт открылся «Праздничной увертюрой» Дмитрия Шостаковича, которая стала привычным торжественным атрибутом больших праздничных событий не только в нашей стране, но и за её пределами. Увертюра писалась как заказ к открытию Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в 1954 году. Она должна была стать музыкальным «наполнением» для первого в стране свето-музыкального фонтана «Каменный цветок» на ВДНХ.

Даже трудно представить, что это, полное искреннего ликования, произведение композитор написал в один из самых трудных периодов не только своей жизни, но и жизни страны. Великий послевоенный подвиг народа, восстанавливающего страну, на фоне еще не осуждённых репрессий, «удушения» творческой свободы – трагический узел противоречий.

Но в искрящейся радости произведения Шостаковича, рожденной не благодаря, а вопреки, – великое мастерство, непостижимая сила духа композитора, его любовь к искусству и человеку, которые оказались выше сложных обстоятельствтого времени. Как нужно было «настроить» душу, чтобы создать столь светлое, полное созидательной энергии, произведение, в котором мы не ощущаем ни капли фальши заказной музыки, и, спустя десятилетия, объединяющее нас фонтанирующими, светлыми эмоциями праздника!


Культурный код

Оркестр с нескрываемым удовольствием и нарастающим азартом играл «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» А.П.Бородина. Звучала эта захватывающая, прекрасная музыка и лица в зале менялись. Кто-то, улыбаясь от удовольствия, прикрыл глаза, кто-то в такт покачивал головой.

Невольно думалось о том, что «Половецкие пляски»– это не только отражение колорита пленительного и темпераментного Востока, не только напоминание об опере, сюжетно связанной с важными событиями отечественной истории, но и художественное напоминание о конкретном периоде истории России, с середины XIX века переживающей мощный подъемнационального самосознания, стремительное развитие отечественной культуры на пути к её мировому признанию.

Чувство любви к Родине у художников той поры было завидно гармоничным. Оно было и идеологией их творчества, и глубоко личным, трогательным переживанием любви к России. Восторг, гордость, боль, сострадание достоверно переданыи в музыке, и в полотнах художников, и в литературе золотого века русской культуры. Музыка Римского-Корсакова, Мусоргского, Чайковского, Рахманинова, картины Репина, Сурикова, Шишкина, Саврасова, Левитана, литературные образы Тургенева, Некрасова, Толстого, Чехова сформировали тот культурный код, который глубоко «сидит» в нас с самого детства. Именно поэтому, стоит только зазвучать музыке той эпохи, как душа каждогоиз нас неизбежно оттаивает и «расцветает» нежностью детских воспоминаний, не декларируемой, но ощущаемой сердцем сопричастностью к нашей великой культуре.


Отцы и дети

В начале праздничного вечера заместитель председателя Законодательного собрания Санкт-Петербурга Анатолий Дроздов вручил дирижеру Александру Титову Благодарность Законодательного собрания города «за выдающиеся личные заслуги в области культуры и искусства в Санкт-Петербурге, за многолетнюю успешную творческую деятельность, высокий профессионализм, а так же в связи с 65-летием».

Маститый музыкант, Александр Титов, сотрудничавший с такими выдающимися отечественными музыкантами, как Геннадий Рождественский и Мстислав Ростропович, работавший дирижером Мариинского театра, Большого театра России, Шотландского симфонического оркестра Би-би-си, выступавший в театрах Ла Фениче, Ла Скала, в Метрополитен-опере, Опере Сан-Франциско, Королевском оперном театре Ковент-Гарден, Парижской опере, - уже много лет возглавляет Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр.

Разнообразную программу этого вечера он дирижировал вдохновенно, мастерски, с огромной внутренней энергией управляя оркестром. А на сцене рядом с мэтром выступали молодые музыканты, и в оркестре, и в качестве солистов. И это – вечная творческая эстафета поколений.

Ровно 105 лет назад, в 1914 году молодой композитор Сергей Прокофьев, которому было всего 23 года, заканчивал фортепианный факультет Петербургской консерватории исполнением своего Первого концерта для фортепиано. На сломе эпох, в преддверии судьбоносных перемен, полемический задор этого произведения, бросающего вызов, удивляющего, а, порой, и раздражающего новизной, старшее поколение музыкантов и слушателей, стал своеобразным отражением не только эстетического перелома, но вечной проблемы отцов и детей, только в области искусства.

Борьба старого и нового не только в художественном, но и в широком философском, социально-политическом смысле воплотилась в этой музыке. Тогда она казалась разрушением основ. Какие же причудливые коррективы в восприятие музыки вносит время! Сегодня концерт покоряет истинно русской широтой и величием первой темыне менее, чем концерт, тогдашнего антипода Прокофьева, Рахманинова. А ощущение восхищенного, смелого взгляда, устремленного вперед, молодая, бодрящая энергия, выражаясь современным языком, драйв, делают эту музыку очень созвучной ритму нашего времени, близкой сегодняшним молодым музыкантам. В ней, «столетней», мы слышими истоки отечественной музыки ХХ века. В ней кинематографическая многоплановость, проникновенная, но не сентиментальная лирика, современное ухо может уловить в ней даже свингующие ритмы джаза, которые вдруг неожиданно, неявно, но «проявляются» подобно фотопленке, в игре молодых исполнителей.

Произведение Прокофьева исполнял молодой петербургский музыкант Илья Папоян. В настоящее время он ещё является учащимся Средней специальной музыкальной школы Санкт-Петербургской государственной консерватории (класс А. Сандлера). При этом, Илья лауреат многих престижных музыкальных конкурсов, в том числе - Международного юношеского конкурса им. П.И.Чайковского (2017, I премия и специальный приз за лучшее исполнение произведений И.С.Баха). С 2016 года он является солистом Санкт-Петербургского Дома Музыки, выступает в лучших залах Москвы, Санкт-Петербурга, а также в других городах России и за рубежом.

В исполнении Концерта Прокофьева, и в прозвучавшей на бис, знаменитой прелюдии до-диез минор Рахманинова,мы оценили не только мастерство молодого музыканта, но и особое, глубоко индивидуальное слышание им музыки великих русских классиков.


Война и мир
Есть концерт для сопрано и вечности,
Для сопрано, любви и мечты,
Высоты их и их скоротечности,
Для сопрано, мечты и судьбы.

Анна Викулина - недавняя выпускница Санкт-Петербургской консерватории (класс сольного пения О.Д. Кондиной), является лауреатом и дипломантом тринадцати международных и всероссийских вокальных конкурсов, ведет активную концертную деятельность не только на самых престижных концертных площадках Санкт-Петербурга, России, но и на европейских сценах. В её активе многие ведущие оперные партии. Анна является солисткой театра Мюзик-Холл и в 2017 году стала обладательницей Молодежной премии Правительства Санкт-Петербурга за достижения в области музыкального творчества.

В концерте, посвященном Дню России, певица впервые исполняла выдающийся концерт для голоса с оркестром Р.М.Глиэра.

История Концерта – это ещё одна поразительная страница в истории музыкальной культуры в контексте судьбы России.

Я не знаю, можно ли было бы пережить эту страшную войну, если бы люди, вопреки всему, не мечтали и не верили в мир.

Концерт для голоса с оркестром Рейнгольд Глиэр писал в 1943 году. В это невозможно поверить, когда слушаешь, переливающуюся светом и мирным пением птиц, музыку, написанную в этот самый тяжелый год Великой Отечественной войны. Более полугода длилась Сталинградская битва, самая кровавая в истории человечества, 18 января этого же года прорвана бесчеловечная, мучительная блокада Ленинграда, унесшая миллионы жизней безвинных людей.

Как символично, что именно в мае 1943-го, ровно за два года до Победы, состоялась премьера этого светоносного концерта. Но, каким еще изнурительно долгим был этот путь к окончанию войны. Впереди было ещё ключевое событие войны - битва на Курской дуге, которая резко изменит соотношение сил в пользу Красной армии и обеспечит условия для стратегического наступления.

Глиэр музыкой Концерта раскрывает сокровенные глубины души, «человеческое в человеке» в это бесчеловечное время. В разрушенной стране, в голодных, измученных людях, в выплаканных глазах жен и матерей музыка, это эфимерное, невидимое, но мощнейшее средство «штопанья души», должна была зажечь огонёк веры, оживить способность восхищаться красотой родной истерзанной страны и пробудить желание жить, вопреки всем страшным испытаниям и потерям, ради будущего своих детей и внуков. Написанный для самого высокого, трепетного женского голоса, колоратурного сопрано, концерт - символ женского начала, дающего жизнь, побеждающего смерть.

Сама певица Анна Викулина - воплощение женской красоты и нежности. Её голос, казалось, парил над землей, ярко, светло, безмятежно, мирно.


Победный фейерверк

Победоносную точку в этом концерте поставила Торжественная увертюра «1812 год» П.И.Чайковского. Вторжение в Россию вражеских войск, самоуверенность Наполеона, решившего, что он покорил великую страну, подвиг народа, торжество его победы стали поводом для создания композитором этого произведения. Мог ли подумать Чайковский, что в ХХ веке его страна переживет страшную войну и его, победно звучащая, Увертюра обретет новый актуальный смысл.

Есть произведения, которые неизменно духоподъёмно воздействуют на слушателя. Увертюра, завершающаяся картиной народного ликования, колокольным перезвоном и ударами большого барабана, имитирующими пушечные выстрелы (салют!) вызвала овацию и браво в зале.

Я думаю, что организаторы были убеждены в реакции публики. Музыка Чайковского завершила процесс духовного объединения публики. Аплодисменты продолжались и люди совершенно не хотели расходиться. Бисы были заготовлены заранее и точно вписаны в концепцию программы. Более того, я думаю, что без них воплощение идеи праздника, посвященного Дню России, было бы не полным. Великолепной смысловой кульминацией стало исполнение «Время вперед» Георгия Свиридова. Гениальная музыка, над которой не властно время. В основе произведения, казалось бы, очень простые, но «термоядерные» по силе воздействия приемы выразительности (как говорил учитель Свиридова Дмитрий Шостакович, «у Свиридова мало нот, но много музыки»), невероятный заряд энергии пробуждает в человеке стремление к полету, движению к новым достижениям, «к новым берегам».

Но, кто бы мог предположить, что после этой космической музыки, создавшей смысловую арку с ликующей Праздничной увертюрой Шостаковича, Александр Титов повернется к залу и вместо объявления произведения просто скажет «Вы знаете эту музыку»…И на первых же вступительных аккордах зал загудит, зааплодирует и сольется душой с невероятно прекрасным Вальсом Хачатуряна из драмы М.Ю.Лермонтова «Маскарад».Это стало самым неожиданным, но глубоко символичным акцентом в этом праздничном концерте.

Полный человеческого волнения, мучительных размышлений, щемящей тоски и восторженного, ликующего чувства любви, вальс Хачатуряна заполнил замерший зал. Музыка опять нас объединила, но красотой чувств, таланта, и, может быть, неожиданными, мыслями о недавнем, совсем негероическом прошлом, когда в обыкновенных российских школах нас, детей, непременно знакомили с именами Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского, произведениями из «золотого запаса» русской музыкальной культуры. Наряду с шедеврами русской живописи, литературы они составляли основу того духовного базиса личности молодого человека, который давал ощущение причастности к великой культуре Отечества. С этим обязательным минимумом образованного человека, молодые люди выходили на широкое пространство жизни и дальнейшего познания культуры. Именно поэтому слова дирижера «вы знаете эту музыку» вызвали понимающий отклик.

Блестящая, глубокая по смыслу программа, по сути,стала поводом для размышления о роли культуры, на тему художник и власть, искусство и общество. И это очень важно.

Я думала о том, что в День России, я, как в Новый год, хотела бы загадать, чтобы мы никогда не забывали, как всегда была велика роль русской культуры в истории нашего Отчества, какое значение она имела для формирования личности, как поддерживала дух людей в годы самых страшных испытаний. Культура – это огромная сила. И сегодня, как никогда это важно помнить, и творцам, обществу, и руководителям нашего государства.

Елена Истратова